Психологическая служба ГОУ ЯО "Багряниковская школа-интернат"
Педагог-психолог:
Рузиева Вероника Валериевна
Образование: ФГБОУ ВПО "Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского" по специальности Педагог-психолог.
Квалификационная категрия – молодой специалист.
Педагогический стаж – молодой специалист.
Стаж работы в должности педагога-психолога – молодой специалист.
Тел. (48549) 34-5-45.
Адрес электронной почты: sirotkina.v.76@mail.ru
В Службе практической психологии школы-интерната работает один педагог-психолог, который осуществляет психологическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса и его участников (оказывают психологическую помощь детям и подросткам 1 – 11 классов, их родственникам, всем участникам и субъектам воспитательно-образовательного процесса).
Деятельность Службы осуществляется во взаимодействии с администрацией школы-интерната, педагогами и другими сотрудниками ОУ, связанных с обеспечением развития, воспитания, образования, социализации и здоровья воспитанников.
Взаимодействие со специалистами осуществляется на основе принципов сотрудничества и взаимодополняемости.
Цель Службы:
1. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников в образовательном и воспитательном процессах. Создание благоприятных условий для развития личности детей. Содействие в успешной социализации выпускников школы-интерната.
2. Психологическая поддержка и помощь педагогам в решении образовательных задач учебно-воспитательного процесса.
Задачи Службы:
1. Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса.
2. Психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень.
3. Психологическое сопровождение адаптации на новом этапе обучения.
4. Участие в деятельности по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
5.Психологическое сопровождение детей, имеющих особые образовательные потребности.
6. Психологическое сопровождение развития личности воспитанников.
7. Психологическое сопровождение социализации воспитанников.
8.Психологическое сопровождение профессионального самоопределения, предпрофильной подготовки и профильного обучения воспитанников.
Основные направления деятельности Службы:
- Психологическая профилактика;
- Психологическое просвещение;
- Психодиагностика (диагностический минимум и углубленная диагностика);
- Коррекционно-развивающая работа;
- Психологическое консультирование.
Психологическая диагностика
Диагностика в процессе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса не может являться самоценной практической деятельностью, но она позволяет «зазвучать» педагогической проблеме, помогает посмотреть на обучение с иной точки зрения, служит для организации дальнейшей сопровождающей деятельности и дает возможность отследить динамику развития личности учащихся.
Психологическая диагностика определяется задачами школы-интерната и запросом участников учебно-воспитательного процесса (администрацией, педагогами, воспитателями, учащимися), проводится как индивидуально, так и с группами учащихся. Но главный смысл исследования – это разработка практических рекомендаций по преодолению трудностей в интеллектуальном или личностном развитии ребенка, его социальной адаптации в коллективе.
Систематичность проведения диагностических процедур позволяет создать банк данных для сравнительного анализа развивающего эффекта в системе воспитания и обучения в центре.
Для проведения психологической диагностики приобретен полный пакет психологического инструментария (компьютерная версия), который соответствует предъявляемым запросам и позволяет дифференцировать трудности и определять их причины.
Психологическая коррекция и развитие
Проводится групповая развивающая работа с учащимися 1-4 классов, направленная на развитие у учащихся необходимых навыков и умений по развитию психомоторных и сенсорных процессов. Занятия строятся на основе традиционных методов и приемов. По организационным формам: групповые, дифференцированные. Относительно категории детей: с опорой на специальную педагогику и специальную психологию. Занятия ведутся в системе учитель-психолог-воспитатель.
Развитие и коррекция эмоциональной сферы идёт с применением программ: «Социализация детей-сирот. Никушина.», «Психогимнастика», «Лесенка радости». На данных занятиях корректируются барьеры в общении, дети учатся понимать себя и других, снимается психическое напряжение, создается возможность для самовыражения воспитанников. Наряду с этим, коррекционной помощью в начальной школе охвачены проблемы агрессивности, тревожности, застенчивости, демонстративности, гиперактивности, лжи, эгоцентризма. Коррекционная работа, помимо занятий, проводится на уроках, переменах, в группах. Применяются методы арттерапии, музыкотерапии, сказкотерапии, пескотерапии, танцтерапии, психотерапии. В школе интернате закуплены методики:
- цветодиагностика и психотерапия произведениями искусства;
- методика рисуночных метафор «жизненный путь»;
- методика Н.И.Косенкова «ультрапарадоксальная психотерапия»;
- аудиальная психокоррекционная программа «Бименталь».
В данном направлении ведется работа с детьми инвалидами (по умственной отсталости, дети с ДЦП). На каждого ребенка составлена индивидуальная программа реабилитации. У воспитанников-инвалидов по умственной отсталости отмечается нестойкий прогресс развития (отмечаются сезонные регрессивные течения). Педагоги отмечают существенную помощь в развитии мелкой и крупной моторики, в принятии позиции ученика, в заинтересованности ребенка в результате своей деятельности, снижение тревожности, страхов, агрессии, враждебности.
Ведется коррекционная работа с воспитанниками, стоящими на ВУ. На каждого воспитанника также составлена программа реабилитации. Результативность отмечается при условии постоянного психолого-педагогического сопровождения всех специалистов школы-интерната.
Психологическое консультирование
Оказание помощи обучающимся (воспитанникам) в самопознании, в формировании адекватной самооценки и адаптации к реальным жизненным условиям, в формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию. Консультирование педагогов предполагает оказание помощи в выстраивании конструктивных взаимоотношений с детьми, решении вопросов адаптации, профилактики профессионального выгорания и др. Психологическое консультирование помогает консультируемому лучше понять свои мысли, чувства, мотивы, поведение, чтобы прийти к более ясному пониманию себя, раскрытию сильных сторон (ресурсов) и использованию их для решения возникающих трудностей и проблем, совершенствования целенаправленных действий, эффективного распоряжения собственной жизнью.
Психологическое просвещение
Деятельность, направленная на формирование у обучающихся, воспитанников и педагогических работников, и руководителей школы-интерната психологической компетентности, а также потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах эффективного решения профессиональных задач и собственного развития. Ежегодно проводятся обучающиеся семинары, мастер-классы, круглые столы, выступления на педагогических советах и методических объединениях школы-интерната на заданную тематику. Оформляются информационные папки.
Психологическая профилактика
Мероприятия, направленные на выявление и предупреждение явлений дезадаптации обучающихся (воспитанников) школы-интерната, разработка и реализация профилактических программ и конкретных рекомендаций в отношении обучающихся (воспитанников) по оказанию им психологической поддержки. Ежегодно разрабатываются и проводятся тренинги, направленные на принятие себя и повышения уверенности в себе, на развитие конструктивных навыков в общении, на нахождение конструктивного решения конфликтов. Проводятся разноплановые мероприятия по профилактике употребления ПАВ, профилактике агрессивного поведения, профилактике правонарушений.
В школе-интернате функционирует комната психологической разгрузки в которую входит:
- сухой бассейн;
- пузырьковая колонна;
- волшебная нить с контролером;
- пуфики;
- сухой душ
Сенсорная комната – это организованная среда, где человек находит спокойствие, ощущает себя в полной безопасности без какого-либо давления окружающей среды. Сенсорная комната помогает снять мышечное напряжение, создать положительный эмоциональный фон, активизировать функции центральной нервной системы, снять стресс и утомление от насыщенного информационного потока, улучшить психофизиологическое состояние, повысить работоспособность и многое, многое другое.
Решаемые задачи:
· коррекция эмоциональной нестабильности, психоэмоциональная реабилитация;
· развитие адаптивных функций;
· развитие познавательной активности; профилактика и коррекция проблем в обучении;
· помощь в решении проблем неврологического характера
Существуют специальные варианты решений для детей с особыми вариантами развития. С учетом их особенностей разрабатываются и проводятся комплексы реабилитационных, коррекционных и развивающих мероприятий. Пропускная способность до 10 человек в день.
В школе-интернате осуществляется деятельность работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)
Тренинг уверенного поведения подростков (просмотр)
Сообщение на педагогический совет : «Методы и приемы организации ситуаций успеха как одно из направлений повышения социализации учащихся» (просмотр)