Психологическая служба ГОУ ЯО "Багряниковская школа-интернат"
Педагог-психолог:
Рузиева Вероника Валериевна
Образование: ФГБОУ ВПО "Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского" по специальности Педагог-психолог.
Квалификационная категрия – молодой специалист.
Педагогический стаж – молодой специалист.
Стаж работы в должности педагога-психолога – молодой специалист.
Тел. (48549) 34-5-45.
Адрес электронной почты: sirotkina.v.76@mail.ru
В Службе практической психологии школы-интерната работает один педагог-психолог, который осуществляет психологическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса и его участников (оказывают психологическую помощь детям и подросткам 1 – 11 классов, их родственникам, всем участникам и субъектам воспитательно-образовательного процесса).
Деятельность Службы осуществляется во взаимодействии с администрацией школы-интерната, педагогами и другими сотрудниками ОУ, связанных с обеспечением развития, воспитания, образования, социализации и здоровья воспитанников.
Взаимодействие со специалистами осуществляется на основе принципов сотрудничества и взаимодополняемости.
Цель Службы:
1. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников в образовательном и воспитательном процессах. Создание благоприятных условий для развития личности детей. Содействие в успешной социализации выпускников школы-интерната.
2. Психологическая поддержка и помощь педагогам в решении образовательных задач учебно-воспитательного процесса.
Задачи Службы:
1. Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса.
2. Психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень.
3. Психологическое сопровождение адаптации на новом этапе обучения.
4. Участие в деятельности по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
5.Психологическое сопровождение детей, имеющих особые образовательные потребности.
6. Психологическое сопровождение развития личности воспитанников.
7. Психологическое сопровождение социализации воспитанников.
8.Психологическое сопровождение профессионального самоопределения, предпрофильной подготовки и профильного обучения воспитанников.
Основные направления деятельности Службы:
- Психологическая профилактика;
- Психологическое просвещение;
- Психодиагностика (диагностический минимум и углубленная диагностика);
- Коррекционно-развивающая работа;
- Психологическое консультирование.
Психологическая диагностика
Диагностика в процессе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса не может являться самоценной практической деятельностью, но она позволяет «зазвучать» педагогической проблеме, помогает посмотреть на обучение с иной точки зрения, служит для организации дальнейшей сопровождающей деятельности и дает возможность отследить динамику развития личности учащихся.
Психологическая диагностика определяется задачами школы-интерната и запросом участников учебно-воспитательного процесса (администрацией, педагогами, воспитателями, учащимися), проводится как индивидуально, так и с группами учащихся. Но главный смысл исследования – это разработка практических рекомендаций по преодолению трудностей в интеллектуальном или личностном развитии ребенка, его социальной адаптации в коллективе.
Систематичность проведения диагностических процедур позволяет создать банк данных для сравнительного анализа развивающего эффекта в системе воспитания и обучения в центре.
Для проведения психологической диагностики приобретен полный пакет психологического инструментария (компьютерная версия), который соответствует предъявляемым запросам и позволяет дифференцировать трудности и определять их причины.
Психологическая коррекция и развитие
Проводится групповая развивающая работа с учащимися 1-4 классов, направленная на развитие у учащихся необходимых навыков и умений по развитию психомоторных и сенсорных процессов. Занятия строятся на основе традиционных методов и приемов. По организационным формам: групповые, дифференцированные. Относительно категории детей: с опорой на специальную педагогику и специальную психологию. Занятия ведутся в системе учитель-психолог-воспитатель.
Развитие и коррекция эмоциональной сферы идёт с применением программ: «Социализация детей-сирот. Никушина.», «Психогимнастика», «Лесенка радости». На данных занятиях корректируются барьеры в общении, дети учатся понимать себя и других, снимается психическое напряжение, создается возможность для самовыражения воспитанников. Наряду с этим, коррекционной помощью в начальной школе охвачены проблемы агрессивности, тревожности, застенчивости, демонстративности, гиперактивности, лжи, эгоцентризма. Коррекционная работа, помимо занятий, проводится на уроках, переменах, в группах. Применяются методы арттерапии, музыкотерапии, сказкотерапии, пескотерапии, танцтерапии, психотерапии. В школе интернате закуплены методики:
- цветодиагностика и психотерапия произведениями искусства;
- методика рисуночных метафор «жизненный путь»;
- методика Н.И.Косенкова «ультрапарадоксальная психотерапия»;
- аудиальная психокоррекционная программа «Бименталь».
В данном направлении ведется работа с детьми инвалидами (по умственной отсталости, дети с ДЦП). На каждого ребенка составлена индивидуальная программа реабилитации. У воспитанников-инвалидов по умственной отсталости отмечается нестойкий прогресс развития (отмечаются сезонные регрессивные течения). Педагоги отмечают существенную помощь в развитии мелкой и крупной моторики, в принятии позиции ученика, в заинтересованности ребенка в результате своей деятельности, снижение тревожности, страхов, агрессии, враждебности.
Ведется коррекционная работа с воспитанниками, стоящими на ВУ. На каждого воспитанника также составлена программа реабилитации. Результативность отмечается при условии постоянного психолого-педагогического сопровождения всех специалистов школы-интерната.
Психологическое консультирование
Оказание помощи обучающимся (воспитанникам) в самопознании, в формировании адекватной самооценки и адаптации к реальным жизненным условиям, в формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию. Консультирование педагогов предполагает оказание помощи в выстраивании конструктивных взаимоотношений с детьми, решении вопросов адаптации, профилактики профессионального выгорания и др. Психологическое консультирование помогает консультируемому лучше понять свои мысли, чувства, мотивы, поведение, чтобы прийти к более ясному пониманию себя, раскрытию сильных сторон (ресурсов) и использованию их для решения возникающих трудностей и проблем, совершенствования целенаправленных действий, эффективного распоряжения собственной жизнью.
Психологическое просвещение
Деятельность, направленная на формирование у обучающихся, воспитанников и педагогических работников, и руководителей школы-интерната психологической компетентности, а также потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах эффективного решения профессиональных задач и собственного развития. Ежегодно проводятся обучающиеся семинары, мастер-классы, круглые столы, выступления на педагогических советах и методических объединениях школы-интерната на заданную тематику. Оформляются информационные папки.
Психологическая профилактика
Мероприятия, направленные на выявление и предупреждение явлений дезадаптации обучающихся (воспитанников) школы-интерната, разработка и реализация профилактических программ и конкретных рекомендаций в отношении обучающихся (воспитанников) по оказанию им психологической поддержки. Ежегодно разрабатываются и проводятся тренинги, направленные на принятие себя и повышения уверенности в себе, на развитие конструктивных навыков в общении, на нахождение конструктивного решения конфликтов. Проводятся разноплановые мероприятия по профилактике употребления ПАВ, профилактике агрессивного поведения, профилактике правонарушений.
В школе-интернате функционирует комната психологической разгрузки в которую входит:
- сухой бассейн;
- пузырьковая колонна;
- волшебная нить с контролером;
- пуфики;
- сухой душ
Сенсорная комната – это организованная среда, где человек находит спокойствие, ощущает себя в полной безопасности без какого-либо давления окружающей среды. Сенсорная комната помогает снять мышечное напряжение, создать положительный эмоциональный фон, активизировать функции центральной нервной системы, снять стресс и утомление от насыщенного информационного потока, улучшить психофизиологическое состояние, повысить работоспособность и многое, многое другое.
Решаемые задачи:
· коррекция эмоциональной нестабильности, психоэмоциональная реабилитация;
· развитие адаптивных функций;
· развитие познавательной активности; профилактика и коррекция проблем в обучении;
· помощь в решении проблем неврологического характера
Существуют специальные варианты решений для детей с особыми вариантами развития. С учетом их особенностей разрабатываются и проводятся комплексы реабилитационных, коррекционных и развивающих мероприятий. Пропускная способность до 10 человек в день.
В школе-интернате осуществляется деятельность работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)
Положение
о деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с частью 5 статьи 42 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
1.2. Настоящее Положение определяет деятельность школьного психолого-педагогического консилиума как совещательный, систематически действующий орган при администрации школы, оказывающий помощь всем участникам образовательного процесса. Школьный психолого-педагогический консилиум в своей деятельности руководствуется Уставом школы, договором между школой и законными представителями обучающегося, настоящим Положением.
1.3. Школьный психолого-педагогический консилиум представляет собой объединение специалистов школы, организуемое для комплексного, всестороннего, динамического, диагностико-коррекционного сопровождения детей, у которых возникают трудности адаптации к условиям обучения и воспитания в школе, а также детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.4. Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей. Периодичность проведения определяется реальным запросом школы на комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей, плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал.
2. Цели и задачи школьного психолого-педагогического консилиума
Цель: Обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии или состояниями дикомпенсации, исходя из реальных возможностей школы-интерната и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психологического здоровья обучающихся, воспитанников.
Задачи:
- выявление и ранняя (с первых дней пребывания воспитанника в школе-интернате) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;
- профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
- выявление резервных возможностей развития;
- определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в школе-интернате возможностей;
- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.
3. Организация деятельности и состав школьного психолого-педагогического консилиума
Принципы организации работы консилиума – уважение к личности и опора на положительное, «не навреди», интеграция психологического и методического знания, т.е. максимальная педагогизация диагностики.
Диагностическая функция консилиума заключается в определении доминанты развития, потенциальных возможностей и способностей учащихся, распознавание характера отклонений в их поведении, деятельности и общении.
Воспитательная функция консилиума включает в себя:
- разработку проекта педагогической коррекции в виде ряда учебно-воспитательных мер, рекомендованных классному руководителю, учителю-предметнику, воспитателю. По характеру эти меры могут носить лечебный, контролирующий, дисциплинирующий, коррекционный характер.
- формирование и развитие у воспитанника социокультурный, правовой, волеологической, социально-бытовой, профессионально-бытовой, семейной, половой ориентации, ориентации в сфере финансово-денежных отношений.
Реабилитирующая функция консилиума предлагает защиту интересов воспитанника, попавшего в неблагополучные учебно-воспитательные условия.
Участниками консилиума являются: директор школы-интерната, зав. по учебно-воспитательной работе, зав. по воспитательной работе, классный руководитель (в начальной школе – основные учителя), воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, школьный медик.
Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка.
4. Подготовка и проведение психолого-педагогического консилиума
Ход консилиума.
1. Психологическая и целевая установка.
2. Выступление участников, поиск психолого-педагогических причин трудностей в работе с классом и путей их устранения на конструктивной, доброжелательной основе.
3. Психолого-педагогический анализ поступивших предложений, обсуждение рекомендаций ПМПк.
4. Письменное оформление рекомендаций.
5. Коллегиальное заключение.
6. Назначение ведущего специалиста.
Порядок работы консилиума в рамках обсуждения одного случая.
1. Каков психологический, педагогический и медицинский статус воспитанника на момент обследования?
2. Какими особенностями и проблемами в целом характеризуется развитие воспитанника на момент обследования?
3. Каким содержанием должна быть наполнена индивидуальная стратегия его сопровождения в процессе школьного обучения?
4. В каких формах, и в какие сроки в сопровождении школьника примут участие психолог, школьный медик, воспитатель, логопед, классный руководитель?
5. Предусматривается ли и какая по содержанию консультативная работа участников консилиума с педагогическим коллективом или отдельными учителями, воспитателями и другим персоналом?
6. Предполагается ли и какая социальная деятельность?
Функционал участников консилиума.
Директор школы-интерната (председатель консилиума) организует подготовку и проведение заседания ПМПк.
Завуч планируя работу консилиума, отводит время прежде всего на обсуждение стратегий сопровождения тех учеников, которые по данным психолога, педагога и медика или всех вместе являются наиболее «проблемными», затем – на обсуждение информации по школьникам с парциальными проблемами.
Психолог обрабатывает данные психологического минимума и углубленной диагностики, готовит приложения по отдельным учащимся и информацию по классу в целом. В его задачи также входит определить, каких участников необходимо обсудить отдельно, посвятив этому достаточно много времени.
- Феномен развития на момент обследования;
- наличие отклонений или нарушений в развитии;
- особенности психического развития, выявленные в обследовании;
- возможные формы сопровождения.
Педагог (классный руководитель в среднем и старшем звене) собирает и обрабатывает информацию от педагогов-предметников, систематизирует собственные наблюдения.
- Качественные характеристики учебной деятельности:
- трудности и особенности, проявляющиеся при устных и письменных ответах на уроке, особенности ответов у доски;
- трудности и особенности, возникающие при выполнении творческих заданий и рутинной трудоемкой работы;
- трудности, возникающие в процессе усвоения нового материала или повторения пройденного;
- виды заданий или учебного материала, вызывающие наибольшие трудности;
- предполагаемые причины низкой или не ровной успеваемости.
- Показатели поведения и общения в учебных ситуациях:
- описание и оценка поведения с точки зрения учебной активности и заинтересованности;
- описание и оценка поведения с точки зрения соблюдения общепринятых правил;
- индивидуальные особенности и трудности, возникающие в процессе общения с педагогами и сверстниками.
- Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях:
- описание «типичного» для воспитанника эмоционального состояния на уроке;
- описание ситуаций, вызывающих у воспитанника различные эмоциональные трудности (плач, раздражение, агрессия, испуг и т.п.).
Воспитатель систематизирует собственные наблюдения внеурочной жизни воспитанника.
- Качественные характеристики социальной деятельности
- трудности и особенности, возникающие при выполнении гигиенических навыков;
- трудности и особенности, возникающие при выполнении трудовых навыков;
- трудности и особенности, возникающие при выполнении домашнего задания;
- предполагаемые причины трудностей и особенностей.
- Показатели поведения и общения в группе и вне школы.
- Показатели эмоционального состояния во внеурочной деятельности.
Школьный медик собирает информацию о физическом состоянии ребенка и выделяет детей, нуждающихся в серьезном обсуждении своей информации.
- физическое состояние и развитие;
- психиатрический анализ;
- акцентуация (направленность личности);
- данные о текущем лечении.
Логопед систематизирует информацию об особенностях речи. Выделяет детей, нуждающихся в серьезном обсуждении.
Секретарь ведет протокол заседания.
Тренинг уверенного поведения подростков (просмотр)
Сообщение на педагогический совет : «Методы и приемы организации ситуаций успеха как одно из направлений повышения социализации учащихся» (просмотр)