×
Меню сайта

 

Психологическая служба ГОУ ЯО "Багряниковская школа-интернат"

 

Педагог-психолог:

Рузиева Вероника Валериевна

Образование: ФГБОУ ВПО "Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского" по специальности Педагог-психолог.

Квалификационная категрия – молодой специалист. 

Педагогический стаж – молодой специалист.

Стаж работы в должности педагога-психолога – молодой специалист.

Тел. (48549) 34-5-45.

Адрес электронной почты: sirotkina.v.76@mail.ru

 

В Службе практической психологии школы-интерната работает один педагог-психолог, который осуществляет психологическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса и его участников (оказывают психологическую помощь детям и подросткам 1 – 11 классов, их родственникам, всем участникам и субъектам воспитательно-образовательного процесса).

Деятельность Службы осуществляется во взаимодействии с администрацией школы-интерната, педагогами и другими сотрудниками ОУ, связанных с обеспечением развития, воспитания, образования, социализации и здоровья воспитанников.

Взаимодействие со специалистами осуществляется на основе принципов сотрудничества и взаимодополняемости.

 

Цель Службы:

1. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников в образовательном и воспитательном процессах. Создание благоприятных условий для развития личности детей. Содействие в успешной социализации выпускников школы-интерната.

2. Психологическая поддержка и помощь педагогам в решении образовательных задач учебно-воспитательного процесса.

 

Задачи Службы:

1. Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса.

2. Психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень.

3. Психологическое сопровождение адаптации на новом этапе обучения.

4. Участие в деятельности по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

5.Психологическое сопровождение детей, имеющих особые образовательные потребности.

6. Психологическое сопровождение развития личности воспитанников.

7. Психологическое сопровождение социализации воспитанников.

8.Психологическое сопровождение профессионального самоопределения, предпрофильной подготовки и профильного обучения воспитанников.

Основные направления деятельности Службы:

 

- Психологическая профилактика;

- Психологическое просвещение;

- Психодиагностика (диагностический минимум и углубленная диагностика);

- Коррекционно-развивающая работа;

- Психологическое консультирование.

Психологическая диагностика

 

Диагностика в процессе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса не может являться самоценной практической деятельностью, но она позволяет «зазвучать» педагогической проблеме, помогает посмотреть на обучение с иной точки зрения, служит для организации дальнейшей сопровождающей деятельности и дает возможность отследить динамику развития личности учащихся.

Психологическая диагностика определяется задачами школы-интерната и запросом участников учебно-воспитательного процесса (администрацией, педагогами, воспитателями, учащимися), проводится как индивидуально, так и с группами учащихся. Но главный смысл исследования – это разработка практических рекомендаций по преодолению трудностей в интеллектуальном или личностном развитии ребенка, его социальной адаптации в коллективе.

Систематичность проведения диагностических процедур позволяет создать банк данных для сравнительного анализа развивающего эффекта в системе воспитания и обучения в центре.

Для проведения психологической диагностики приобретен полный пакет психологического инструментария (компьютерная версия), который соответствует предъявляемым запросам и позволяет дифференцировать трудности и определять их причины.

Психологическая коррекция и развитие

Проводится групповая развивающая работа с учащимися 1-4 классов, направленная на развитие у учащихся необходимых навыков и умений по развитию психомоторных и сенсорных процессов. Занятия строятся на основе традиционных методов и приемов. По организационным формам: групповые, дифференцированные. Относительно категории детей: с опорой на специальную педагогику и специальную психологию. Занятия ведутся в системе учитель-психолог-воспитатель.

Развитие и коррекция эмоциональной сферы идёт с применением программ: «Социализация детей-сирот. Никушина.», «Психогимнастика», «Лесенка радости». На данных занятиях корректируются барьеры в общении, дети учатся понимать себя и других, снимается психическое напряжение, создается возможность для самовыражения воспитанников. Наряду с этим, коррекционной помощью в начальной школе охвачены проблемы агрессивности, тревожности, застенчивости, демонстративности, гиперактивности, лжи, эгоцентризма. Коррекционная работа, помимо занятий, проводится на уроках, переменах, в группах. Применяются методы арттерапии, музыкотерапии, сказкотерапии, пескотерапии, танцтерапии, психотерапии. В школе интернате закуплены методики:

- цветодиагностика и психотерапия произведениями искусства;

- методика рисуночных метафор «жизненный путь»;

- методика Н.И.Косенкова «ультрапарадоксальная психотерапия»;

- аудиальная психокоррекционная программа «Бименталь».

В данном направлении ведется работа с детьми инвалидами (по умственной отсталости, дети с ДЦП). На каждого ребенка составлена индивидуальная программа реабилитации. У воспитанников-инвалидов по   умственной отсталости отмечается нестойкий прогресс развития (отмечаются сезонные регрессивные течения). Педагоги отмечают существенную помощь в развитии мелкой и крупной моторики, в принятии позиции ученика, в заинтересованности ребенка в результате своей деятельности, снижение тревожности, страхов, агрессии, враждебности.

Ведется коррекционная работа с воспитанниками, стоящими на ВУ.  На каждого воспитанника также составлена программа реабилитации. Результативность отмечается при условии постоянного психолого-педагогического сопровождения всех специалистов школы-интерната.

Психологическое консультирование

Оказание помощи обучающимся (воспитанникам) в самопознании, в формировании адекватной самооценки и адаптации к реальным жизненным условиям, в формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию. Консультирование педагогов  предполагает оказание помощи в выстраивании конструктивных взаимоотношений с детьми, решении вопросов адаптации, профилактики профессионального выгорания и др. Психологическое консультирование помогает консультируемому лучше понять свои мысли, чувства, мотивы, поведение, чтобы прийти к более ясному пониманию себя, раскрытию  сильных сторон (ресурсов) и использованию их для решения возникающих трудностей и проблем, совершенствования целенаправленных действий,  эффективного распоряжения собственной жизнью.  

Психологическое просвещение

Деятельность, направленная на формирование у обучающихся, воспитанников и педагогических работников, и руководителей школы-интерната психологической компетентности, а также потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах эффективного решения профессиональных задач и собственного развития. Ежегодно проводятся обучающиеся семинары, мастер-классы, круглые столы, выступления на педагогических советах и методических объединениях школы-интерната на заданную тематику. Оформляются информационные папки.

Психологическая профилактика

Мероприятия, направленные на выявление и предупреждение явлений дезадаптации обучающихся (воспитанников) школы-интерната, разработка и реализация профилактических программ и конкретных рекомендаций в отношении обучающихся (воспитанников) по оказанию им психологической поддержки. Ежегодно разрабатываются и проводятся тренинги, направленные на принятие себя и повышения уверенности в себе, на развитие конструктивных навыков в общении, на нахождение конструктивного решения конфликтов. Проводятся разноплановые мероприятия по профилактике употребления ПАВ, профилактике агрессивного поведения, профилактике правонарушений.  

В школе-интернате функционирует комната психологической разгрузки в которую входит:

 - сухой бассейн;

- пузырьковая колонна;

- волшебная нить с контролером;

- пуфики;

- сухой душ

Сенсорная комната – это организованная среда, где человек находит спокойствие, ощущает себя в полной безопасности без какого-либо давления окружающей среды. Сенсорная комната помогает снять мышечное напряжение, создать положительный эмоциональный фон, активизировать функции центральной нервной системы, снять стресс и утомление от насыщенного информационного потока, улучшить психофизиологическое состояние, повысить работоспособность и многое, многое другое.

 

Решаемые задачи:

·        коррекция эмоциональной нестабильности, психоэмоциональная реабилитация;

·        развитие адаптивных функций;

·        развитие познавательной активности; профилактика и коррекция проблем в обучении;

·        помощь в решении проблем неврологического характера

Существуют специальные варианты решений для детей с особыми вариантами развития. С учетом их особенностей разрабатываются и проводятся комплексы реабилитационных, коррекционных и развивающих мероприятий. Пропускная способность до 10 человек в день.

 

В школе-интернате осуществляется деятельность работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)

 

Положение

о деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума

 

1.     Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с частью 5 статьи 42 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

1.2. Настоящее Положение определяет деятельность школьного психолого-педагогического консилиума    как совещательный, систематически действующий орган при администрации школы, оказывающий помощь всем участникам образовательного процесса. Школьный психолого-педагогический консилиум в своей деятельности руководствуется Уставом школы, договором между школой и законными представителями обучающегося, настоящим Положением.

1.3.      Школьный психолого-педагогический консилиум представляет собой объединение специалистов школы, организуемое для комплексного, всестороннего, динамического, диагностико-коррекционного сопровождения детей, у которых возникают трудности адаптации к условиям обучения и воспитания в школе, а также детей с ограниченными возможностями здоровья.

          1.4.      Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей. Периодичность проведения определяется реальным запросом школы на комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей, плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал.

 

2. Цели и задачи школьного психолого-педагогического консилиума

Цель: Обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии или состояниями дикомпенсации, исходя из реальных возможностей школы-интерната и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психологического здоровья обучающихся, воспитанников.

 

Задачи:

-         выявление и ранняя (с первых дней пребывания воспитанника в школе-интернате) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;

-         профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;

-         выявление резервных возможностей развития;

-         определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в школе-интернате возможностей;

-         подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.

 

3. Организация деятельности и состав школьного психолого-педагогического консилиума

         Принципы организации работы консилиума – уважение к личности и опора на положительное, «не навреди», интеграция психологического и методического знания, т.е. максимальная педагогизация диагностики.

         Диагностическая функция консилиума заключается в определении доминанты развития, потенциальных возможностей и способностей учащихся, распознавание характера отклонений в их поведении, деятельности и общении.

         Воспитательная функция консилиума включает в себя:

-         разработку проекта педагогической коррекции в виде ряда учебно-воспитательных мер, рекомендованных классному руководителю, учителю-предметнику, воспитателю. По характеру эти меры могут носить лечебный, контролирующий, дисциплинирующий, коррекционный характер.

-         формирование и развитие у воспитанника социокультурный, правовой, волеологической, социально-бытовой, профессионально-бытовой, семейной, половой ориентации, ориентации в сфере финансово-денежных отношений.

         Реабилитирующая функция консилиума предлагает защиту интересов воспитанника, попавшего в неблагополучные учебно-воспитательные условия.

         Участниками консилиума являются: директор школы-интерната, зав. по учебно-воспитательной работе, зав. по воспитательной работе, классный руководитель (в начальной школе – основные учителя), воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, школьный медик.

         Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка.

 

         4. Подготовка и проведение психолого-педагогического консилиума

Ход консилиума.

1.     Психологическая и целевая установка.

2.     Выступление участников, поиск психолого-педагогических причин трудностей в работе с классом и путей их устранения на конструктивной, доброжелательной основе.

3.     Психолого-педагогический анализ поступивших предложений, обсуждение рекомендаций ПМПк.

4.     Письменное оформление рекомендаций.

5.     Коллегиальное заключение.

6.     Назначение ведущего специалиста.

Порядок работы консилиума в рамках обсуждения одного случая.

1.     Каков психологический, педагогический и медицинский статус воспитанника на момент обследования?

2.     Какими особенностями и проблемами в целом характеризуется развитие воспитанника на момент обследования?

3.     Каким содержанием должна быть наполнена индивидуальная стратегия его сопровождения в процессе школьного обучения?

4.     В каких формах, и в какие сроки в сопровождении школьника примут участие психолог, школьный медик, воспитатель, логопед, классный руководитель?

5.     Предусматривается ли и какая по содержанию консультативная работа участников консилиума с педагогическим коллективом или отдельными учителями, воспитателями и другим персоналом?

6.     Предполагается ли и какая социальная деятельность?

Функционал участников консилиума.

Директор школы-интерната (председатель консилиума) организует подготовку и проведение заседания ПМПк.

Завуч планируя работу консилиума, отводит время прежде всего на обсуждение стратегий сопровождения тех учеников, которые по данным психолога, педагога и медика или всех вместе являются наиболее «проблемными», затем – на обсуждение информации по школьникам с парциальными проблемами.

Психолог обрабатывает данные психологического минимума и углубленной диагностики, готовит приложения по отдельным учащимся и информацию по классу в целом. В его задачи также входит определить, каких участников необходимо обсудить отдельно, посвятив этому достаточно много времени.

-         Феномен развития на момент обследования;

-         наличие отклонений или нарушений в развитии;

-         особенности психического развития, выявленные в обследовании;

-         возможные формы сопровождения.

Педагог (классный руководитель в среднем и старшем звене) собирает и обрабатывает информацию от педагогов-предметников, систематизирует собственные наблюдения.

-         Качественные характеристики учебной деятельности:

  • трудности и особенности, проявляющиеся при устных и письменных ответах на уроке, особенности ответов у доски;
  • трудности и особенности, возникающие при выполнении творческих заданий и рутинной трудоемкой работы;
  • трудности, возникающие в процессе усвоения нового материала или повторения пройденного;
  • виды заданий или учебного материала, вызывающие наибольшие трудности;
  • предполагаемые причины низкой или не ровной успеваемости.

-         Показатели поведения и общения в учебных ситуациях:

  • описание и оценка поведения с точки зрения учебной активности и заинтересованности;
  • описание и оценка поведения с точки зрения соблюдения общепринятых правил;
  • индивидуальные особенности и трудности, возникающие в процессе общения с педагогами и сверстниками.

-         Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях:

  • описание «типичного» для воспитанника эмоционального состояния на уроке;
  • описание ситуаций, вызывающих у воспитанника различные эмоциональные трудности (плач, раздражение, агрессия, испуг и т.п.).

Воспитатель систематизирует собственные наблюдения внеурочной жизни воспитанника.

-         Качественные характеристики социальной деятельности

  • трудности и особенности, возникающие при выполнении гигиенических навыков;
  • трудности и особенности, возникающие при выполнении трудовых навыков;
  • трудности и особенности, возникающие при выполнении домашнего задания;
  • предполагаемые причины трудностей и особенностей.

-         Показатели поведения и общения в группе и вне школы.

-         Показатели эмоционального состояния во внеурочной деятельности.

Школьный медик собирает информацию о физическом состоянии ребенка и выделяет детей, нуждающихся в серьезном обсуждении своей информации.

-         физическое состояние и развитие;

-         психиатрический анализ;

-         акцентуация (направленность личности);

-         данные о текущем лечении.

Логопед систематизирует информацию об особенностях речи. Выделяет детей, нуждающихся в серьезном обсуждении.

Секретарь ведет протокол заседания.

 

Тренинг уверенного поведения подростков (просмотр) 

                                                                                               

   

 

 

 

 

 

Сообщение на педагогический совет : «Методы и приемы организации ситуаций успеха как одно из направлений повышения социализации учащихся»  (просмотр)