Станкайтис Татьяна Леонидовна
Воспитатель I квалификационной категории
Педагогический стаж: 27 лет
Образование: Рыбинский педагогический колледж "Воспитатель дошкольного образования"
Тел. (48549) 34-5-39
Осуществляю воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Вся работа направлена на развитие личности учащихся, их социальной адаптации, профессиональной ориентации.
- обеспечиваю высокую результативность учебно-воспитательного процесса, используя специальную методику, учебно-методический комплекс;
- владею организационными формами диагностической работы с учащимися, качественно прогнозирую возможности воспитанности и развития детей с ОВЗ;
- работаю по вопросам социальной адаптации и профориентации учащихся;
- разрабатываю методический материал (рабочие программы по направлениям, критерии оценок);
- коррекционную работу провожу с учетом характера нарушений, возрастных особенностей и личностных качеств воспитанников;
- провожу внеклассную работу по направлениям (трудовое, физическое, нравственное, эстетическое, экологическое, семейное) на профессиональном уровне;
- в своей работе использую передовой педагогический опыт для решения актуальных вопросов: К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, В.В. Воронковой;
- обеспечиваю комплексный подход к детям, имеющие трудности в обучении и воспитании, с целью направления на школьный консилиум;
- провожу межпредметные (интегрированные) занятия в игровой форме;
- разработаны дидактические игры по развитию психических процессов; ориентирую детей на внимательное, чуткое отношение к окружающим, выработку волевых качеств, привитию патриотизма и гуманизма;
- активно участвую в методической работе;
- выступаю с сообщениями на МО;
- систематически повышаю профессиональный уровень.
В своей профессиональной деятельности руководствуюсь:
Законом РФ «Об образовании»:
Конвенцией о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. №44/25:
Всеобщей декларацией прав ребенка:
Приказами и иными документами соответствующих региональных органов управления:
Уставом ОУ и должностными инструкциями;
Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с отклонениями в развит ии (постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. №288 с изменениями от 10 марта 2000 г.. 23 декабря 2002 г.):
Школа-интернат создает все условия для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования, воспитания и трудовой подготовки, а так же социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. Школа-интернат готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Значит, умственно наши воспитанники должны быть воспитаны так.чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.
Целью моей педагогической деятельности является создание условий для адаптации и самореализации личности в современной социокультурной среде.
Достижение данной цели возможно при решении следующих задач:
1. Формирование компетентности в сфере социально-трудовой и бытовой деятельности
2. Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности
3. Формирование компетентности в сфере гражданско-общественной деятельности
4. Формирование компетентности в сфере культурно-досуговой деятельности
5. Формирование компетентности в сфере здоровье сберегающей деятельности
В развитии у учащихся положительных навыков и качеств на занятиях большое значение имеет формирование нравственных, этических и правовых понятий, формирование положительных качеств личности, соответствующих этим понятиям – это ответственное отношение к своей работе, к поручениям, любовь к труду, добросовестность, уважение к людям труда, уважительное отношение к природе, к окружающему миру. Развитию указанных качеств приучаю детей с прихода в группу. Провожу воспитательные занятия, опираясь на педагогический опыт ведущих специалистов, обращаясь к научно-методической литературе современных и отечественных педагогов и психологов. В своей работе с воспитанниками учитываю индивидуальные и возрастные особенности, а также познавательные интересы, которые проявляю учащиеся в ходе занятий.
Стараюсь развивать интерес у учащихся к учебному процессу и учебным предметам, используя основные методы и приемы образовательного процесса: словесные (беседы, рассказ, чтение художественной литературы), практические (участие в районных, школьных конкурсах «агитбригады:ПДД, Пожарная безопасность, За ЗОЖ» и многое другое), наглядные.
Применяю методы обучения:
-методы словесной передачи и слухового восприятия учебно-воспитательной информации (словесные методы).
-методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебно-воспитательной информации (наглядные методы).
-методы передачи учебно-воспитательной информации посредством практических, трудовых действий (практические методы).
Из словесных методов использую – объяснение, беседу и рассказ.
В наглядных методах использую различные средства наглядности в процессе обучения и воспитания – это дидактический материал (дидактические, настольные игры), учебные фильмы, мультфильмы, иллюстрации из художественной литературы.
Формы обучения – это учебно-воспитательные занятия, экскурсии, общественно полезный труд и кружковая работа
На всех занятиях создаю благоприятные условия для сочетания групповой и индивидуальной работы – это позволяет систематически и последовательно излагать материал, контролировать процесс формирования знаний и умений учащихся, способствовать развитию творческих способностей учащихся, а также раскрыть потенциал в творческой деятельности детей.
На занятиях решаю воспитательные задачи через содержание и методы педагогической деятельности. Каждое занятие направлено на реализацию определенных целей и задач. В целях занятия отражаются этапы процесса усвоения знаний, умений и навыков учащихся: первоначальное ознакомление (привитие элементарных навыков самообслуживания, личной гигиены, уход за своим внешним видом), углубление и закрепление знаний, умений и навыков, совершенствование навыков, умений и выработка устойчивых привычек, как в трудовой деятельности, так и в творческой.
Для обучения и воспитания каждого воспитанника создаю оптимальные условия. В одних случаях индивидуальный подход осуществляю путем упрощения или усложнения учебно-воспитательных задач, в других – путем применения специфических методических приемов обучения и воспитания, способствующих формированию познавательной, творческой деятельности и активности: активизация словаря и расширения кругозора.
Таким образом, формирование познавательных, творческих знаний, умений и навыков играет исключительно важную роль в гармоническом, всестороннем развитии личности воспитанника.
Трудовое воспитание. Цели и задачи
1. Формирование культуры учебной и трудовой деятельности, жижнено – необходитых трудовых и бытовых навыков,
2. Воспитание бережливости и трудолюбия ,
3. Социально-профессиональная адаптация,
4. Развитие интереса к творчеству,
5. Развитие навыков коллективного труда в процессе групповой деятельности
Семейное воспитание. Цели и задачи
1. формирование основ характера ребенка, его исходных нравственных установок и позиций;
2. закладывание основ трудолюбия, стремления к общественно полезной деятельности, порядку и дисциплине, соблюдению норм жизни общества.
3. осуществление нравственно-эстетической подготовки ребенка к формированию в будущем собственных семейных отношений;
4. формирование чувства любви, доброжелательности, глубокого уважения к отцу и матери, сестрам и братьям;
5. создание условий для физического, нравственного, умственного, трудового, эстетического и т.д. становления детей в процессе повседневной деятельности и общения.
Духовно-нравственное воспитание. Цели и задачи
1. Воспитание цельной, целомудренной личности, понимающей и принимающей свои обязанности; способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения; познание себя, своих способностей, возможностей для духовно-нравственного саморазвития, самореализации и самосовершенствования
2. Восстановление традиционного образа семьи, как величайшей святыни; воспитание традиционной бытовой и семейной культуры, потребности в ответственном и заботливом отношении к членам своей семьи.
3. Освоение национальной культуры и воспитание чувства национального самосознания, национальной гордости, национального достоинства, воспитание уважения к другим народам и их культурам и умению плодотворно взаимодействовать с ними
4. Воспитание достойного гражданина России, формирование патриотического сознания и самосознания, потребности в гражданском и духовном служении своему Отечеству, приумножении могущества своей Родины; развитие ее материальной и духовной культуры.
5. Уважительное бережное отношение к духовному и историческому наследию своего народа, истории православия, традициям христианской культуры; освоение высших духовных образцов отечественной культуры; укрепление духовных связей с предшествующими и будущими поколениями России; восстановление традиционной российской духовности и нравственности во всех сферах жизнедеятельности детей и молодежи.
Гражданско-патриотическое воспитание. Цели и задачи
1. формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
2. развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся
3. создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления
4. развивать и углублять знания об истории и культуре родного края
Правовое воспитание. Цели и задачи
1. формирование правовой культуры человека, естественно, отвечающей требованиям гражданского общества
2. формирование у воспитуемых знаний правовой нормы, требований закона и процессов, происходящих в правовой системе общества, своих прав и обязанностей, понимания социальной ценности права, законности, личной роли в обеспечении последней, представлений о способах и средствах борьбы с нарушениями законности
3. формирование соответствующего эмоционального отношения к праву, к закону, правам и свободам других лиц, фактам нарушения законности, к деятельности государства и его органов по установлению правопорядка в стране;
4. формирование психологической готовности человека совершенствовать в себе положительные качества и преодолевать отрицательные, способности противостоять беззаконию.
5. формирование навыков и умений применять свои правовые знания в конкретных условиях практической жизни и действовать в соответствии с требованиями правовой нормы и закона, вести борьбу с фактами нарушения законности и правопорядка
Охрана здоровья и физическое воспитание. Цели и задачи
1. физическое развитие и воспитание ребенка, формирование у него первоначальных основ здорового образа жизни;
2. духовное, личностное развитие и воспитание ребенка;
3. интеллектуально-познавательное развитие и воспитание.
4. использование содержательной физкультурно-оздоровительной деятельности детей для формирования у них потребности в активных движениях и физическом совершенстве;
5. рациональное питание, формирование навыков личной гигиены, закаливание, формирование у детей представлений о своем организме и его охране.
Развитие жизненно-значимых компетенций у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Результаты работы по профилактике правонарушений
Профилактические работы по правонарушениям с воспитанниками – процесс сложный , многоаспектный и продолжительный по времени. Задача в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики.
Работа по профилактике правонарушений среди воспитанников проводится в тесном сотрудничестве со службами: социальным педагогам и психологом школы – интерната, полицией по делам несовершеннолетних при администрации района.
С целью профилактики регулярно проводятся беседы на тематику «Ваши права и обязанности, Уголовная ответственность несовершеннолетних, Школа правовых наук».
Все Поступки воспитанников обсуждаются на собрании в группе.
Для создания эфективной системы профилактики и предупреждения правонарушений представлены следующие задачи, реализовав которые может быть , достигнут положительный результат:
- вовлечение воспитаников в позитивную деятельность;
- ознакомлении детей по вопросам правовой ответственности за правонарушения;
- формирование нравственных качеств личности каждого воспитанника;
- формирование личной ответственности за свое поведение .
Результативность коррекционно-профилактической деятельности
Деятельность по формированию здорового образа жизни воспитанников
Наиболее важным критерием здоровья детского населения в социально-гигиеническом аспекте является уровень заболеваемости , этот показатель позволяет судить о состоянии устойчивости детского организма к неблагоприятным факторам окружающей среды, функциональном состоянии организма ребенка в разные возрастные периоды, а так же о качестве медицинского обслуживания.
С целью снижения заболеваемости ОРВИ и гриппом в школе – интернате проводится ежегодная вакцинация против гриппа, витаминотерапия и дибазолопрофилактика, а также осуществляется лечение в санаториях. В течение анализируемого периода отмечается спад таких заболеваний, как: ОРВИ, гриппа и ОРЗ.
Динамика показателей охвата воспитанников дополнительным образованием за 2011-2015года.