Проект «Собственный дом»

 

Педагогический коллектив ГОУ ЯО "Багряниковской школы-интерната" считает, что важной задачей специального (коррекционного) учреждения является социальная адаптация наших воспитанников, которые растут не в семье и поэтому не знакомы с семейными традициями и моральными устоями ячейки общества.

С целью решения этой проблемы в 1990 году мы отказались от принципа «класс-группа» и создали разновозрастные группы, каждая из которых комплектовалась из учеников старших, средних и младших классов (с 1 по 11 класс) с учетом их взаимных симпатий и родственных связей. Учатся ребята классами, а живут разновозрастными группами-семьями. Во многих группах уже сложились свои устои и традиции.

С 2005 года стартовал пробный проект «Собственный дом». Суть проекта – самостоятельное (под контролем воспитателей) проживание разновозрастной группы девочек (до 7-8 человек) в условиях благоустроенного жилого дома на территории школы-интерната, с приусадебным участком и небольшим подворьем. Подобная форма проживания дает будущим выпускникам возможность осуществлять социальные пробы.

Необходимость реализации данного проекта:

  •  Необходимость эксперимента продиктована сложностью трудоустройства выпускников в условиях рыночных отношений;
  • Дефицит психолого-коррекционных программ, позволяющих достичь оптимального уровня развития способностей воспитанникам, обеспечивающие возможности жизненного, профессионального выбора в изменившихся условиях и требованиях к человеку, как к работнику, как к личности;
  • Знание своих способностей, наличие определенного опыта реализации их.

Все 4 дома, где проживают девочки, построены при непосредственном участии самих воспитанников старших классов, (для выполнения некоторых работ привлекались учащиеся младших классов) начиная с копки траншей для фундаментов и кончая монтажом строительных конструкций, внутренней отделки. Для строительства использовались заброшенные дома, строения бывшей школы, детского садика. Пиломатериал для отделки обрабатывался на станках столярной мастерской.

Старшеклассники за время работы получили навыки профессий: столяр-плотник, каменщик-отделочник, штукатур-маляр и др. Они узнали, какие материалы и в каком количестве необходимо использовать при строительстве жилого дома. На строительство 1 дома в общей сложности (сдача под ключ) уходило 1-2 месяца. Работали не все дни и не целый рабочий день.

Внутреннюю отделку, подбор цвета обоев, краски, пошив штор, дизайн внутри помещений и вокруг дома – это дело рук самих воспитанниц и воспитателей.

Каждый дом строили по индивидуальному проекту, который составляли девочки и поэтому ни один из жилых домов не похож друг на друга.

Все они полностью благоустроенные. В каждом доме есть просторные кухни со всеми современными бытовыми приборами и оборудованием, зал для гостей, спальные комнаты, санблоки и др.

Все дома подключены к спутниковой телесвязи. Наши девочки в своей повседневной жизни по дому сталкиваются с современной бытовой техникой: стиральной машиной автомат, 2-х камерным холодильником, микроволновой печью, электрическим чайником, кофеваркой, блендером и  другими приборами.

В школе они получают и навыки ведения домашнего хозяйства. Возле каждого дома разбит небольшой (до 10 соток) приусадебный участок, где девочки выращивают различные овощи для собственных нужд, содержат домашних животных.

В выходные и праздничные дни девочки самостоятельно готовят еду целый день, а остальные дни по вечерам. Продукты питания завозятся централизованно, согласно заявке, которая составляется с учетом мнений всех членов группы. Меню согласовывается с медицинской сестрой.

Все зимние заготовки (соленья, компоты, овощи) расходуются девочками по своему усмотрению.

Стало традицией, что гостей школы по очереди встречает каждый дом. Девочки с удовольствием угощают гостей едой, приготовленной ими у себя.

Сами сервируют столы, выполняя функции хозяек дома.

Самые высокие оценки получают зимние заготовки девочек (соленые огурцы, квашеная капуста, маринованный физалис, компоты из рябины, яблок, малины и др.). А какое лечо делают наши девочки (наверное, герои передачи «Городок» с удовольствием рекламировали бы его), а варенье из земляники, манты по-кавказски, блины «по-багряниковски». Можно перечислять без конца умения и навыки, которыми обладают наши воспитанницы.

Задача воспитателей групп  - дать больше свободы девочкам при решении любых житейских проблем, незаметно подсказывать, учить жить, вести семейную жизнь.

Практика показала, что именно проживание в собственном доме дает большие возможности для подготовки выпускников к самостоятельной жизни, так как здесь созданы условия приближенные к реальной жизни, возможность определить объективные условия психолого-педагогических факторов, эффективных средств, форм и методов, позволяющих активизировать процесс формирования социальной устойчивости детей-сирот.

Значимость эксперимента:

·        Внесены изменения в структуру школы-интерната;

·        Созданы условия, дающие воспитанникам возможности быть самостоятельными и ответственными при принятии любого решения и  получать от этого удовлетворение;

·        Получен результат внедрения специальных программ воспитательной работы.

 


Оставить комментарий:

: *
:
: *